Дата проведения: 30 ноября 2023 года
Время проведения: 14.00 – 20.00 (по Московскому времени)
Место проведения: философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
Конференции проводится в дистанционном режиме на площадке Zoom. Ссылка для участников конференции предоставляется по запросу на адрес nnrostova@yandex.ru (с указанием ФИО, должности, места работы/учебы).
Организаторы:
- Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова;
- Кафедра философской антропологии философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;
- Московская антропологическая школа;
- Междисциплинарная научно-образовательная школа Московского университета
«Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
Цель конференции: исследовать стратегии современного дискурса философии искусства; раскрыть концепт иконического мышления и показать философский смысл «Троицы» Андрея Рублева в контексте ее перенесения из музейного пространства в храмовое.
Направления работы конференции:
- о соотношении философии, религии и искусства;
- философский смысл визуального поворота в культуре;
- о типах мышления: иконическое, символическое, понятийное, метафорическое, клиповое;
- феномен «умозрения в красках»;
- о философском различии иконы и картины;
- антропология иконы;
- феномен обратной перспективы: от эстетики к антропологии;
- философские проблемы семиотики иконы;
- философия «Троицы» Рублева;
- «Троица» Рублева в контексте русской культуры: философский и символический смысл перемещения иконы из музея в храм;
- иконы нового мира и «Черный квадрат» Малевича.
Регламент: Доклад – 15 мин. Обсуждение доклада – 5 мин.
По организационным вопросам обращаться к Ростовой Наталье Николаевне – nnrostova@yandex.ru
Программа
Ведущие:
Ростова Н.Н. (д.ф.н., проф. философский факультет МГУ)
Данилов В.Н. (к.ф.н., доц., философский факультет МГУ)
В дискуссии принимает участие Филипп Сэр (философ, историк искусства, профессор Бернардинского колледжа, Париж, Франция)
Тома Сабурен (доктор философских наук, профессор факультета искусств Университета Пикардии, Амьен, Франция) – Понятие образа и его двойной смысл в иконе «Христос Пантократор» из монастыря святой Екатерины Синайской и в картине «Спаситель мира» Леонардо да Винчи
Гиренок Федор Иванович (д.ф.н., проф., заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ, Москва, Россия) – Философия «Троицы» Рублева
Амината Аленская (музыкант, философ, Париж, Франция) – Искусство как область восхождения человека к своему высшему «Я». Религиозно-философские обоснования
Жаров Андрей Павлович (иконописец, кандидат искусствоведения, доцент ФЦИ при СПбДА, Минск, Белоруссия) – Пропорции в изображении Святых. Антропология, эстетика и традиция (на примере учебных рисунков Н.М. Зиновьева)
Ростова Наталья Николаевна (д.ф.н., проф., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Две иконы ХХ века
Данилов Вячеслав Николаевич (к.ф.н., доц., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Спасение козы. Мозаики с животными в Сан-Витале (Равенна) и толкование на Мф.: 25:31-46
Эрдман Генрих Викторович (бакалавр 4 г.о., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Новое видение и абстрактные формы Александра Родченко
Холоднова Ксения Николаевна (аспирант 2 г.о., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Сокровенное в иконе
Журавлева Юлия Валерьевна (магистр 1 г.о., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Прямая и обратная перспектива: от философии к психопатологии
Кон Вячеслав Александрович (аспирант 3 г.о., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Теневое сознание в моделировании философской антропологии
Сацукевич Анна Игоревна (аспирант 2 г.о., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Абстракционизм как ненарративная форма мышления