- Манифест – своеобразный жанр. Он возникает и работает не во всякое время. Но именно сейчас он как никогда уместен, ибо наступило время манифестов. Почему? На этот вопрос есть ответ у Московской антропологической школы.
- Сегодня, когда всякая вещь утратила свое место, когда всякий смысл дискредитирован, когда метафизические основания уходят из-под ног, а человек теряет образ человека, наступило время манифестов.
- Время манифестов – это время новой философии, которая станет тем метафизическим органом, которым мы будем ощупывать мир.
- Новая философия – это полнокровная авторская мысль. Ясная, краткая, живая, без оглядки на шаблоны и интеллектуальную моду, свидетельствующую о творческой немощи ее жертв.
- Мысль только тогда полнокровна, когда она свободна и возникает с необходимостью. Ибо она относится к тому, что есть, потому что не может не быть. Мысль рождается только тогда, когда есть потребность в мысли.
- Время манифестов – это время «да» и «нет». Мы разучились соглашаться и отказываться, ибо разучились различать. Мы разучились различать, ибо у нас исчезли основания. Время манифестов – это время того меча, что отсекает негодное, ибо имеет основания отличить одно от другого.
- Философский манифест – это акт мужества принятия бремени мысли в мире безмыслия. Пренебрежение – уловка для нерешительных. Варваризация мышления и искусства должны стать предметом мысли. Сегодня недостаточно отвернуться и сказать брезгливо «нет». Сегодня требуется умение построить искусное здание мысли, которое сделало бы невозможным не-мысль выдавать за мысль и не-искусство – за искусство.
- Разучившись мыслить и различать, что суть одно, человек попустил исчезновение себя во всеобщем смешении равно-различного. Он оказался неспособен осмыслить и зафиксировать свое исчезновение. Сегодня каждый призван к мышлению, ибо решается его судьба.
- Не бывает практической философии. Но философия всегда меняет практику, ибо миром правят идеи. Когда идеи исчерпывают себя, миром начинают править деньги. Время спрашивает нас – способны ли мы осилить мысль? Оно требует ответа. Отвернуться от вопроса – значит отказаться от времени. Тот, кто способен на самостояние, принимает вызов. Время манифестов – это наше время.
19 марта 2019 года на философском факультете МГУ Федор Иванович Гиренок публично зачитал философский манифест Московской антропологической школы (МАШ). Неформально Московская антропологическая школа существует более 10 лет. Хотя она не ограничена территориально и имеет своих сподвижников в других городах России, прежде всего, ее деятельность связана с кафедрой философской антропологии МГУ. На протяжении последних лет пишутся книги, статьи, защищаются кандидатские и докторские диссертации, объединенные общей концептуальной основой. Именно с содержанием этой концептуальной основы представители школы решили ознакомить широкую общественность. Как говорилось в анонсе к мероприятию: «Вы любите философию? Приходите к нам, она у нас есть». Среди любителей философии оказались не только студенты, аспиранты и преподаватели МГУ, но также представители многих других ВУЗов Москвы (РАНХиГС, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, РУДН, Московского института психоанализа, РГГУ, ИФ РАН, РТУ МИРЭА, Академии ГПС МЧС России, САФУ) и просто неравнодушные.
Мероприятие открыла музыка Олега Каравайчука «Последний вальс Николая II», символизирующая плач Гераклита о человеке. Слушатели сидели, словно в театре. Некоторым не удалось занять место, и они стояли в дверях. После музыкального вступления слово было предоставлено Ф.И. Гиренку, который зачитал манифест МАШ. Формально манифест открыл направление новой философии – сингулярной антропологии. Каковы основные положения манифеста?
Философия перестала быть любовью к мудрости. Что такое философия сегодня? «Философия для нас – это сознательное сумасшествие. Почему сумасшествие? Потому что быть сумасшедшим – это единственный способ в эпоху числовых измерений не быть алгоритмом. Почему сознательное? Для того чтобы избежать пребывания в доме для сумасшедших».
Философия – это не онтология, а антропология. Что в таком случае человек? «Все существующие антропологии ищут место человека в мире. Мы его не ищем, потому что знаем, что для человека нет места в мире. Мы говорим: не человек часть мира, а мир часть человека. Этому нас научила русская философия».
Что такое сингулярная антропология? Сингулярность – это «то, с чего все начинается и чем все заканчивается. Гераклит назвал сингулярность мировым пожаром и заплакал от безысходности судьбы человека». Сингулярная антропология – это антропология, предметом которой является человек как событие. «Предметом сингулярной антропологии является не дискретно выделенное тело человека, а событие, внутри которого стал возможен человек. К этому событию нельзя прийти, придерживаясь логики, к нему не ведут законы и правила. У него нет прошлого. Это событие – серия взрывов галлюцинаций. Предметом сингулярной антропологии является множественная конфигурация типа человек-картина или человек-кукла. В этой конфигурации некое множество галлюцинирующих существ, вращаясь вокруг чувственно-сверхчувственных предметов, становится людьми. При этом внешние связи, вызванные этим движением, составляют содержание их внутреннего мира. Сингулярная антропология обратилась к тому изначальному, что было сказано греческой философией, и напрочь было забыто новоевропейской философией. Сегодня мы говорим, что человек – это существо, спящее наяву, и обращаемся к философии Гераклита, из темноты которой извлекаем новые темы и смыслы».
Сознание – это не трудная проблема. «Сознание – это время чувствовать себя». Оно начинается с воображения. «Чтобы мыслить, нужно воображать. Нужно научиться придавать смысл бессмысленному. Нас интересует не язык, а речь, которая соединяет реальное и воображаемое. Науки о мозге ничего не знают о воображаемом. Наш мозг слишком примитивен, чтобы, минуя сознание, реагировать на символы. Искусственный интеллект лишь повторяет операции, совершаемые человеком. Человек – ритм, но не алгоритм. Не число, а чистый цвет, чистый звук и чистая форма непосредственно воздействуют на человека. Ничто во внешнем мире не является цветом, звуком и формой. Это все то, что возникает и существует во внутреннем мире человека».
Сингулярной антропологии не по пути с дигитальной философией. Почему? «Потому что эта философия лигитимизирует схлопывание внутреннего мира и внешнего в цифре. Цифра завершает деантропологизацию мира. Европа торжествует, пронумеровав родителей и половую принадлежность человека. Где есть цифра, там, говорим мы, совесть не нужна. Тем самым мы посылаем привет Аксакову».
Манифест МАШ, перефразируя основной его тезис, это сингулярное событие в мире современной философии. То есть рождение новой философии, которая заставляет пересмотреть всю прежнюю мысль, начиная с греков и заканчивая сегодняшним днем. Парменид, Протагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант, Ницше, русские философы, Хайдеггер, Делез и те, кто после него, – все вовлечены в орбиту этой мысли, вновь придающей смысл бессмысленному. Как говорит Ф.И. Гиренок, мы передаем привет Гераклиту и исправляем ошибки Аристотеля. Почему мы передаем привет Гераклиту? Потому что Гераклит знает, что человек – это существо, спящее наяву. Почему мы исправляем ошибки Аристотеля? Потому что Аристотель относит человека к группе животных, в которую включен мул. Но человек – это не животное, «а пассажир без места в вагоне природы». Почему МАШ не по пути с Парменидом? Потому что «Парменид выкинул человека из понятия бытия и этим определил судьбу европейских народов. Европа устремилась к миру нечеловеческого». Чего не поняли Декарт и Спиноза? Того, что «человек – это не субстанция и не субъект. Нельзя быть субъектом относительно того, что было до тебя. Нельзя быть субстанцией того, что будет после тебя… быть субъектом – значит сегодня только одно: решиться на отказ от субъектности».
После чтения манифеста у слушателей была возможность задать вопросы. В основном они касались понятия искусственного интеллекта, дигитальной философии, соотношения воображения и его искусственных стимуляторов, человека и животного, аффекта и эмоции. Как сказал Ф.И. Гиренок, человек спит, когда бодрствует, и спит, когда спит. В отличие от животного, которое бодрствует, когда спит, и бодрствует, когда бодрствует. Аффект – это последняя территория человеческого. Аффект животного имеет причину во вне. Аффект человека – в самом человеке. Человек – это пространство самовоздействия.
В мероприятии принял участие писатель Андрей Бычков, который рассказал о царстве образов, шепотом раскрыл магический секрет их создания и зачитал фрагмент из своего романа «Олимп иллюзий»: «Я люблю, когда новый читатель поднимается от зари. Я люблю все тех, кто еще жаждет Нового Слова. С чувством превосходства заряжаю я его кварки. Я знаю – новый читатель алчет нового. Так смотрите же – еще не потеряны пространства. Еще сияет лигурийская синева и блещет море обоих Сиртов. Встаньте же и вы на кончике иглы. И смотрите. Ад ваш здесь, а даль ваша там. И потому что даль ваша там, ад ваш здесь. Очнитесь ото сна, взгляните пронзительно. И не отказывайтесь, ибо отказаться невозможно….».
Творческий союз «Группиров(КА)²», состоящий из аспиранта кафедры философской антропологии Аи Криман и магистра кафедры Алины Крюковой, презентовал свой арт-объект «HumanData_», который они позиционируют как философско-антропологическую лабораторию по изучению человека. На философском факультете установлена инсталляция в виде белого куба, внутри которого не объект, но человек становится предметом искусства. Каждый желающий может принять участие в работе лаборатории.
Искру непосредственности внесла аспирант кафедры Ирина Покровская, которая призналась, что до того, как попасть на кафедру, она даже и не предполагала, что вопрос о человеке ещё не решён. Перспективы, которые открывает Московская антропологическая школа, это, сказала И. Покровская, «настоящее чудо, которое безумно хочется познать». Затем она прочла свое стихотворение:
«Есть ли у неба дно?
Есть ли у дна исток?
Может ли серая мгла
Вообразить цветок?
Истины нет в бытии.
Нет красоты в миру.
В этой бездонной мгле
Лишь человек – гуру…»
Завершил мероприятие «Танец рыцарей» Сергея Прокофьева, символизирующий торжество мысли. Слушатели получили на память экземпляры газеты «Завтра», в которой была напечатана краткая версия манифеста МАШ.
Литература:
- Гиренок Ф. Мы – новые антропологи. Философский манифест Московской антропологической школы// Завтра, №10, март 2019 г.
Ростова Н.Н. Время манифестов: сингулярное событие в мире современной философии // Философия хозяйства. 2019. № 3. С. 253—259
С оригиналом текста можно ознакомиться по ссылке:
http://philh.ru/images/nomera_jurnalov/fh_3_2019.pdf