Фёдор Гиренок

Семь «я» Ивановых и Александр Введенский. Как великий обэриут в стихах о встрече Нового года описал советские 1930-е

В 1938 году Александр Введенский написал пьесу «Елка у Ивановых». О чем эта пьеса? О том, как в 1890-х годах семья Ивановых в России готовится к встрече Нового года. Но на самом деле в ней рассказывается о том, как встречали Новый год в СССР 1930-х годов. Объясняет Федор Гиренок.

Сочельник

Наступил сочельник, то есть канун Рождества Христова. В семье Ивановых ждут елку. Но вот странно: в семье Ивановых ждут елку, а не рождение Бога. В СССР не было Бога, хотя все действия в пьесе Введенского происходят в ночь на Рождество. Ивановы — интеллигентные люди. В эту ночь они идут в театр. В эту же ночь в полицейском участке городовой мечтает читать отрывки из сочинений Маркса. Почему-то никто из героев не ест сочиво.

Ивановы

Что случилось с семьей Ивановых? Оказывается, что в семье Ивановых нет ни одного Иванова. Ивановы — это русские, Россия. Если Ивановы — это русские вообще, то куда они делись? То есть почему в пьесе в семействе Ивановых отсутствуют Ивановы? Значит ли это, что Введенский имеет в виду Россию без русских, то есть советский народ, который жил в СССР? На эту его жизнь указывает язык.

Язык пьесы

Язык 1930-х годов отличается обилием канцеляризмов, казенных слов. Доминирует рваный синтаксис речи, как в Петербурге Белого. Слова обозначают не вещи, а действия.

Каждое слово — это взрыв, жест.

Почему жест? Потому что в нем нет семемы, то есть нет места для того, кто говорит. Слова живут своей жизнью, вещи — своей, и где-то вне связи с тем и другим обитают мысли.

Если мы внимательно присмотримся к семье Ивановых, то заметим, что вообще-то никакой семьи нет. Почему нет? Потому что в семье Ивановых семь детей. Самому маленькому — один год. Самому взрослому — 82 года. Что отсюда следует? То, что Ивановы — это такая семья, в которой дети старше родителей. Семья произведена Введенским от слова «семь».

Мысли без слов и слова без мыслей

Что делают дети в первой картине пьесы? Их купают няньки, вернее их купает одна нянька. И при этом она «мрачная, как скунс». Разговор-действие начинает самый маленький ребенок Петя Перов с репликой: «Будет елка? Будет. А вдруг не будет, вдруг я умру?»

Петя Перов еще не умеет говорить, хотя он и умеет мыслить. Потому что мысль связана не только со словами. Мыслить можно и без слов. Например, мыслить для ребенка — значит плакать.

Нянька-скунс делает Пете Перову замечание.

Но слово «смерть» в пьесе уже прозвучало каким-то странным неестественным образом из уст ребенка, не умеющего говорить. Все мы смертны, ибо живем в конечном мире, и это понимают все. Даже те, кто говорит мыслями, как Петя Перов. Это подтверждает юноша 17 лет Володя Комаров, который на вопрос «Как ты думаешь?» отвечает: «Я ничего не думаю». То есть он только говорит слова, но они не имеют отношения к мысли. Разрыв между словами без мыслей и мыслями без слов — разрыв между интеллигенцией и народом, теми, кто говорит, и теми, кто мыслит.

Правильно говорить

Что объединяет всех детей Ивановых? Ванна. Правда, самый младший из них сидит в тазу. Соня Острова, ребенок 32 лет, делает мальчику 76 лет замечание из-за того, что он говорит, но говорит неправильно. Он называет ожог «кляксой».

Самое главное в жизни человека, если он живет в мире кажимостей, научиться говорить правильно. Нужно говорить не правду, а правдоподобно, не то, что нужно, а то, что можно.

Кто должен учить? Просвещенные родители. Чему они должны учить? Тому, как и в каких формах можно переживать события, чтобы дети могли не застрять на них. Соню Острову этому не научили.

Смотреть — это не говорить

Соня Острова просит всех обратить внимание на ее грудь. Почему? Потому что смотреть — это не говорить. Дуне Шустровой 82 года, у нее нет такой груди, как у Сони. И она, как старшая, делает младшей замечание: «Опять хвастаешься, то ягодицами хвасталась, а теперь грудью. Побоялась бы Бога». Почему надо бояться Бога? Потому что Он всё видит, хотя ничему не учит и при этом никому ничего не прощает. Он ревнив и суров. У Сони еще нет чувства самой себя. Оно только появляется. У нее, следовательно, только появляется чувство реальности. Но Соня не находит тех культурных форм, которые позволили бы ей пережить формирующееся у нее чувство себя.

Ссора

Дуня Шустрова великоросска, потому что Соня Острова определяется Введенским как «малороссийский человек». Соня Острова называет Дуню Шустрову дурой, идиоткой, девушкой с низкой социальной ответственностью. В спор великоросски и малоросски вмешивается нянька, которая напоминает Соне Островой, что ругаться нельзя. Использование запретных слов указывает на изъяны в формировании воображаемого человека. Лучше показать мысль без слов, чем говорить ругательства. Нянька грозит ей наказанием: «Я, — говорит она Соне, — зарублю тебя топором».

В первой картине приближается кульминационное действие. Петя Перов, мальчик 1 года, рассказывает 32-летней Соне, что с ней будет, если ее зарубят. Во-первых, она почувствует, как разрывается ее кожа. И, во-вторых, как брызнет кровь. «А то, что ты почувствуешь дальше, нам неизвестно», — говорит Петя. Нина Серова, девочка 8 лет, пытается спасти Соню: «Сонечка, эта нянька сумасшедшая или преступница. Она всё может. Зачем ее только к нам взяли?» Нина знает, что если нянька сумасшедшая, то она не преступница. Если она преступница, то она не сумасшедшая. Няня за каждый проступок угрожает смертью. В пьесе Введенского возникает проблема: кого называть сумасшедшим. Того, кто выходит из себя, или того, кто застрял в себе и не выходит из себя?

Миша Пестров, мальчик 76 лет, пытается погасить возникшую ссору, но неудачно. Напротив, он только подливает масла в огонь, потому что не умеет говорить правильно. Он всем сообщает, что родители уже свечек купили, конфет и спичек, чтобы зажигать свечи. Соня Острова, девочка 32 лет, решила зажечь слово «свечи»: «Мне свечи не нужны, у меня есть палец». Остальные дети наперебой стали предлагать ей мыться почище. И вообще девочки должны мыться чаще мальчиков.

Петя Перов, мальчик, который говорит мыслями, сказал, что он, как малыш, будет на Новый год сидеть поочередно у всех гостей на руках: «Я, — сказал он, — и невидимый Бог». Что имел в виду Введенский, когда заставил Петю Перова произнести слова «невидимый Бог», не ясно. То ли Бог не видим, пока он не родился, а когда родится, то будет видимым. То ли он невидимым будет сидеть на руках у гостей вместе с Петей, который будто бы ничего не понимает, но на самом деле всё понимает, только не показывает этого понимания. А поскольку все русские любят не доказывать, а показывать, постольку Петя Перов устроил провокацию, на которую импульсивно отреагировала малоросска Соня Острова.

Говорить или показывать

Проблема скрытого, потаенного, невидимого, которую несет с собой присутствие Бога, взволновало Соню Острову, которая решила на этот раз всем показать всё, что у нее есть, ничего не скрывая. Соня решила сделать невидимое видимым, то есть она решила сделать то, на что не решился Бог: «А я, — сказала Соня, — когда в зал выйду, когда елку зажгут, я юбку подниму и всем всё покажу». Что она покажет? Всё, что у нее есть. То, без чего ее нет. Почему это намерение Сони приводит няньку-скунса в ее звериное состояние, Введенский не объясняет. Он скрывает возраст няньки. Нет ли здесь соперничества Сони и няньки? Не стоит ли за этим фигура Федора, который хотел учиться, учиться и еще раз учиться? Что скрывается в словах няньки о том, что Соне нечего показывать, ибо она маленькая. Мы этим словам не поверим, ибо мы знаем, что Соня большая. И она из семейства Ивановых. У меня, говорит Соня, это не то, что у тебя, у меня лучше. Это были последние слова Сони Островой, которая полагала, что смотреть и показывать — это не говорить и сообщать.

Убийство

В первой картине пьесы Введенского «Елка у Ивановых» произошло убийство. Нянька отрубила голову Соне Островой. И все услышали крик няньки: «Казните меня», «судите коня», «я сумасшедшая». Если нянька сумасшедшая, то ее судить нельзя. Как нельзя судить коня. Если ее судить нельзя, то ее и казнить нельзя. Между словами и вещами есть фундаментальный разрыв.

Слова существуют не для того, чтобы обозначать время, а для того, чтобы воздействовать друг на друга и на себя во времени.

Время действия первой картины началось в девять вечера, а закончилось в двенадцать ночи. Три часа словесных действий решили судьбу семьи Ивановых.

Молиться колесу

Во второй картине пьесы лесорубы поют: «молитесь колесу, оно круглее всех». Они поют, потому что не умеют говорить. Для того чтобы говорить, нужно воображение. А воображения у них нет. Поэтому у них нет и веры, и они молятся колесу, в котором нет ни начала, ни конца, ни рождения, ни смерти. На них смотрит Бог:

И улыбаясь кротко
Вздыхает тихо ох
Народ ты мой сиротка.

Народ-сирота убил своего небесного Отца. Появление в этой сцене зверей лишь подчеркивает мысль Введенского, что люди живут во времени, а не в лесу, как звери. Лишить человека времени — значит забрать у него жизнь.

Выйти из себя или остаться в себе

В третьей картине разъясняется смысл того, что происходит с людьми, когда они становятся культурными. Чтобы стать культурными, нужно выйти из себя и научиться удерживать себя в существовании вне себя. Пузырев-отец и Пузырева-мать, удерживая себя вне себя, оставили свой дом и пошли смотреть балет в канун Рождества. Но выясняется, чтобы смотреть, нужно уметь воображать. А поскольку они вне себя, постольку они воображать не умеют и смотрят на артиста балета, как лесоруб на дерево. «Дернул же нас черт уехать в театр и смотреть там этот дурацкий балет с пузатыми шерстяными балеринами. Как сейчас помню, — говорит Пузырев-отец, — как одна из них прыгая и сияя улыбнулась мне, но я подумал на что ты мне нужна, у меня ведь есть дети, есть жена, есть деньги».

Поскольку Пузыревы забыли к себе вернуться, постольку они не могут по-человечески пережить свалившееся на них горе, не могут освободить себя для своих чувств, и эти чувства, не родившись, исчезают. Пузырева-мать, зевая, произносит заученные слова-форму: «О жестокий Бог, жестокий Бог, за что Ты нас наказываешь».

Пузырев-отец, сморкаясь, говорит: «Мы были как пламя, а Ты нас тушишь». Затем мать пудрится. Они целуются. Мать раздевается и отдается Пузыреву. И возмущается: «Почему так скрипит диван. Как это ужасно». Соня Острова наблюдает за ними. Хотя у нее нет головы.

Дом для сумасшедших

В пятой картине Введенский приводит нас в дом для сумасшедших. В этом доме никто не лжет. Все говорят только правду, то есть все мыслят вслух, и каждого далеко слышно. Если кто-то говорит, что он Наполеон, то это значит, что он Наполеон.

В доме четыре часа ночи. Ждут убийцу. Дежурный врач целится в зеркало. Его монолог — это монолог человека, который никогда не совпадет с собой. «Господи, до чего страшно. Кругом одни ненормальные. Они преследуют меня. Они поедают мои сны. Они хотят меня застрелить. Вот один из них подкрался и целится в меня». Почему доктору страшно? Потому что ненормальные не только вокруг него. Они в нем. Если бы ненормальность была не в нем, она не могла бы съедать его сны. Что значит — их съесть? Это значит — то, что ты делаешь во сне, ненормальный делает наяву. Все ненормальны: одни во сне, другие наяву, а граница между сном и явью очень зыбкая. «Итого стрелять буду я», — говорит доктор и стреляет. «Кто стреляет?» — спрашивает санитар. «Зеркало», — отвечает доктор.

Приводят няньку, которая говорит: я сумасшедшая. Нет, возражает ей доктор, ты здоровая, сумасшедший я.

Пьеса завершается судом. Всё семейство Ивановых умерло так же неожиданно, как умер СССР. Что же горевать о том, что кого-то убили? Мы никого и не знали, и они всё равно все умерли.

COMPANY NAME
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio. Diam lorem auctor sit, a a? Lundium placerat mus massa nunc habitasse.
  • Goblinus globalus fantumo tubus dia montes
  • Scelerisque cursus dignissim lopatico vutario
  • Montes vutario lacus quis preambul denlac
  • Leftomato denitro oculus softam lorum quis
  • Spiratio dodenus christmas gulleria tix digit
  • Dualo fitemus lacus quis preambul patturtul
CONTACT US
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
Thank You. We will contact you as soon as possible.
COMPANY NAME
CONTACT US
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio putonius mudako empero brutto populius giten facilisis cursus turpis balocus tredium todo.
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
CONTACT US
COMPANY NAME
221, Mount Olimpus, Rheasilvia, Mars
Solar System, Milky Way Galaxy
+1 (999) 999-99-99
Thank You. We will contact you as soon as possible.
Macbook Pro
* Intel Core i7 (3.8GHz, 6MB cache)
* Retina Display (2880 x 1880 px)
* NVIDIA GeForce GT 750M (Iris)
* 802.11ac Wi-Fi and Bluetooth 4.0
* Thunderbolt 2 (up to 20Gb/s)
* Faster All-Flash Storage (X1)
* Long Lasting Battery (9 hours)
Подписка на новости
Чтобы узнавать новости и последние публикации, подпишитесь на рассылку