Фёдор Гиренок

Почему не любят русскую философию?

Федор Гиренок

 

Вот я все думал, почему наша интеллигенция не приучена к чтению текстов русских мыслителей, отчего у нас не любят русскую философию. И наконец я прозрел, я все понял. И помог мне в этом Алексей Козырев. Вернее, его статья о К.Леонтьеве в “Независимой газете” от 1 февраля 2006 года.

Вот автор статьи пишет о том, что Леонтьев – это мыслитель, идеи которого он может изложить на одной странице. Я понимаю это высказывание как демонстрацию какого-то пренебрежительного отношения к Леонтьеву, как похлопывание его по плечу, как взгляд свысока.

Я думаю, вряд ли Алексей Козырев похлопает по плечу Батая или Ницше. Хотя они тоже не академические философы, а поэты. И вряд ли он решится изложить их идеи на одной странице. А вот Леонтьева можно. Но почему?

Хорошо, сказано – сделано. Можешь – изложи. Но ведь не изложил. И даже не попытался. Ведь нельзя же считать попыткой ссылку на письмо Леонтьева Н.Страхову, в котором названы любимые мысли Леонтьева. Чтобы изложить мысль, нужно ее не называть, а создавать пространство ее понимания. Так, например, философия Хайдеггера – это пространство понимания одного фрагмента Парменида: “мыслить и быть – одно и то же”, а сочинения Лакана – расшифровка фрейдовского выражения “там, где было оно, должно быть я”.

Мысль понимается мыслью. На метафору отвечают метафорой. Сколько бумаги потребуется для этого, не так важно. Мысль – это чудо. А сколько их – не важно. В основе любой философии лежит какая-нибудь базисная метафора или устойчивый антоним.

Самое забавное состоит в том, что Алексей Козырев, как Линней, все еще что-то классифицирует, нумерует, приклеивает какие-то узнаваемые ярлыки. Леонтьев находится у него где-то между стоиками и какими-то пессимистами. Послушайте, но зачем мне читать какого-то доморощенного Леонтьева, если есть патентованный Марк Аврелий? Уж лучше я его почитаю!

Но стоики не имеют никакого отношения к русскому сознанию, а Леонтьев – это одна из несущих конструкций довольно тонкого слоя нашего самосознания. Хочу заметить, что перевод терминов западной философии на русский язык является одним из истоков беспочвенности нашего сознания. И поэтому археоавангард – это попытка придать западным терминам смысл, которого у них нет, но который у них может появиться на русской почве.

Мне интересно, может ли Козырев позволить себе по отношению к Паскалю такое уничижительное выражение, как “излив на читателя? страничку чувств”. Думаю, вряд ли. Ранжир не тот. У Паскаля что ни чувство, то мысль. И он их не изливает, а излагает. При этом замечу, что Козырев недоволен тем, что Леонтьев никак не может связать между собой чувства. Мне остается лишь напомнить, что связанные чувства – это уже не чувства.

Я не могу понять мотивов, руководствуясь которыми А.Козырев ставит Леонтьева в один ряд с Тойнби и Шпенглером. Ведь получается, что Леонтьев что-то значит потому, что о том, о чем он писал, после него будут писать Тойнби и Шпенглер. То есть на нем лежит отсвет европейских интеллектуалов. Получается так, что Леонтьев греется в лучах чужой славы. Но ведь это не так.

Леонтьев – гений. А Шпенглер с Тойнби – удачливые доценты. Леонтьев в изложении Козырева – это какая-то мусорная корзина, в которой встречаются форма от Аристотеля, пессимизм от Шопенгауэра, неравенство от Платона и даже социальная боль от Юнгера.

Мой тезис прост. Конечно, Леонтьев – гениальный человек. Я спрашиваю себя: много ли найдется в ХIX веке философов, которые бы связали невозможность человеческой жизни на земле со всемирной свободой и всемирным равенством? И отвечаю: ни одного.

Кто в европейском пространстве мысли заговорил о предпосылках и следствиях глобализации мира? Никто. Один Леонтьев. Я приведу сейчас один фрагмент из “Среднего европейца”, чтобы стала понятной бесцветность и бездарность всей политологической, геополитической и футурологической литературы:

“Мы, русские, с нашими серо-европейскими и дрябло-буржуазными подражательными идеалами, с нашим пьянством и бесхарактерностью, с нашим безверием и умственной робостью сделать какой-нибудь шаг беспримерный на современном Западе, стоим теперь между? двумя пробужденными азиатскими мирами, между свирепо-государственным исполином Китая и глубоко мистическим чудовищем Индии, с одной стороны, а с другой – около все разрастающейся гидры коммунистического мятежа на Западе, несомненно уже теперь “гниющем”, но тем более заразительном и способном сокрушить еще многое предсмертными своими содроганиями.

Спасемся ли мы государственно и культурно? Заразимся ли мы столь несокрушимой в духе своем китайской государственностью и могучим, мистическим настроением Индии и, подчиняя им европейский социализм, сумеем ли мы постепенно образовать новые прочные общественные группы и расслоить общество на новые горизонтальные слои – или нет? Вот в чем дело”.

Конфуцианский Китай держит свою государственность вот уже две с половиной тысячи лет и не роняет ее. Еще больше длит свой мистицизм Индия и не отказывается от него. Мы же, русские, то и дело теряем свою государственность и со всей большей неохотой восстанавливаем ее. От своей религиозности мы отказались в одну секунду в 1917 году. И теперь, кажется, нет у нас ни силы, ни желания восстанавливать свою православную жизнь.

Далее, много ли мыслителей писали о федеративной республике Европе как одной из стадий умирания Европы? А Леонтьев писал.

Теперь о сугубо философских вещах. Все помнят о делезовских смесях бытия и небытия, о сочетаниях сил, о смерти человека в изложении Фуко. Но все ли помнят о теории “мысленного растяжения” Леонтьева, которое известно сегодня как методология прививки сторонних смыслов французскими постмодернистами? Леонтьев – первый мичуринец в философии. Его теория формы выражается в словах “все остается, но иначе сочетается”.

“Группы и слои необходимы. Но они никогда и не уничтожались дотла, а только перерождались, переходя из одной достаточно прочной формы. Через посредство форм непрочных и более подвижных, более смешанных опять в новые, и другие более прочные формы”.

При чем тут Аристотель? Силы, из которых состоит человек, остаются, сочетания меняются.

***

Скажите, Алексей, как Вы думаете, человек может сам по себе существовать как целое или не может? Целое ниспадает на него или нет? Почему для эстетического отношения к миру нужно два сознания. А не одно? Почему другого нельзя судить морально, а только эстетически и т.д. Между тем ответы на эти вопросы можно найти у Леонтьева, и вряд ли их найдешь в европейской философии.

В заключение я напоминаю о том, что в силовом поле мысли Леонтьева находились не самые глупые люди России, а именно П.Флоренский и М.Бахтин.

На мой взгляд, Леонтьева, как и Данилевского, необходимо изучать в средней школе, и не факультативно, а обязательно.

Опубликовано в РЖ 28.02.06: http://www.russ.ru/pole/Pochemu-ne-lyubyat-russkuyu-filosofiyu

COMPANY NAME
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio. Diam lorem auctor sit, a a? Lundium placerat mus massa nunc habitasse.
  • Goblinus globalus fantumo tubus dia montes
  • Scelerisque cursus dignissim lopatico vutario
  • Montes vutario lacus quis preambul denlac
  • Leftomato denitro oculus softam lorum quis
  • Spiratio dodenus christmas gulleria tix digit
  • Dualo fitemus lacus quis preambul patturtul
CONTACT US
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
Thank You. We will contact you as soon as possible.
COMPANY NAME
CONTACT US
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio putonius mudako empero brutto populius giten facilisis cursus turpis balocus tredium todo.
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
CONTACT US
COMPANY NAME
221, Mount Olimpus, Rheasilvia, Mars
Solar System, Milky Way Galaxy
+1 (999) 999-99-99
Thank You. We will contact you as soon as possible.
Macbook Pro
* Intel Core i7 (3.8GHz, 6MB cache)
* Retina Display (2880 x 1880 px)
* NVIDIA GeForce GT 750M (Iris)
* 802.11ac Wi-Fi and Bluetooth 4.0
* Thunderbolt 2 (up to 20Gb/s)
* Faster All-Flash Storage (X1)
* Long Lasting Battery (9 hours)
Подписка на новости
Чтобы узнавать новости и последние публикации, подпишитесь на рассылку