Фёдор Гиренок

Можно ли быть человеком, будучи нечеловеком? Федор Гиренок критикует нечеловеческую антропологию

Антропология — это наука о человеке. Еще недавно эта истина считалась самоочевидной, как и другая истина, согласно которой общество состоит из людей. Но постепенно получили легитимность другие истины. Общество стало мыслиться как совокупность коммуникативных актов (Луман). Антропология расширила свои границы и включила в себя человекоподобные действия животных (де Кастру), а также человекоподобные действия неорганических существ со встроенными в них элементами искусственного интеллекта. Появились антропологические кентавры, основанные на симбиозе человека и машины. Для того чтобы проанализировать истоки нечеловеческой антропологии, Федор Гиренок обратился к греческому мифу о кентавре, а также к размышлениям Аристотеля о бытии, человеке и животных.

Кентавр

Миф о кентавре рассказывает о благородном царе Иксионе, который своим поведением снискал уважение олимпийских богов. И боги решили пригласить Иксиона на Олимп за пиршественный стол. Скромный Иксион после обильного употребления нектара и амброзии осмелел и стал присматриваться к олимпийским богам. Конечно, ему очень понравилась жена Зевса Гера, которой он стал делать недвусмысленные намеки. Зевс это заметил и создал из облака подобие Геры. Иксион не понял, что перед ним не Гера, а ничто, и совокупился с облаком. В результате на свет появился кентавр: получеловек и полуживотное.

Что нам рассказали греки? Что встреча бытия и небытия приводит к образованию нежизнеспособных существ, то есть существ с двумя сущностями, с двумя организмами и двумя логиками. Не приведет ли нечеловеческая антропология к забвению мифа о кентавре и образованию новых кентавров в результате технического отношения человека к самому себе?

«Ни одна сущность, — говорит Аристотель, — не состоит из сущностей».

Что мы делаем, когда человека называем биосоциальным существом? Учреждаем несуществующего кентавра, приписывая человеку две сущности: биологическую и человеческую. Но человек — это либо одно, либо другое. Аристотель это понял и выбрал первое.

Аристотель — отец нечеловеческой антропологии

Нечеловеческая антропология — это изобретение западной мысли, которая, не ответив на вопрос о том, что есть человек, решила, что нет никакой границы между человеком и его ближайшими генетическими родственниками. Первый нечеловеческий антрополог — Аристотель.

«Метафизика» Аристотеля начинается с фразы: «Все люди от природы стремятся к знанию». Слово «природа» является в ней ключевым. Она одна для всех живых существ, для нас и для животных. Но почему природа наделила человека стремлением к знанию, а животное не наделила, этого Аристотель не знает и не хочет узнать. А это интересно. Потому что природа сделала свое дело и, как говорит Аристотель, дала всем животным и человеку одно и то же: чувственное восприятие. Но из факта восприятия никак не следует стремление человека к познанию, ибо у животных восприятие тоже есть, а стремления к познанию у них нет. У них есть инстинкт, то есть колея жизни. Инстинктивное действие не требует рассуждений.

Аристотель, с одной стороны, приписывает опыт и представления животным, а с другой стороны, уверенно уподобляет ремесленника неодушевленным предметам, намекая на то, что нет никакой границы между человеком и его техническими аналогами, ибо ремесленник нечто делает, не зная о том, что он делает. Он делает многое по привычке, как выдрессированная лошадь.

«…Ремесленники подобны некоторым неодушевленным предметам: хотя они и делают то или другое, но делают это, сами того не зная».

Для Аристотеля человек есть наиболее известная, понятная и простая вещь, через которую можно объяснить всё остальное более сложное, непростое и непонятное.

В «Никомаховой этике» Аристотель говорит:

«А если сказать, что человек лучше всех прочих живых существ, то это ничего не меняет, ибо даже человека много божественнее по природе другие вещи, взять хотя бы наиболее зримое — звезды».

Тем самым Аристотель потерял перспективу найти humanitas человека.

Ошибки Аристотеля

Представление о человеке конструировалось Аристотелем не в режиме исключения, а, напротив, в режиме включения человека в систему природы. Чем ближе человек к природе, тем меньше в нем человеческого, тем больше он видит подобное себе в природе. Об этом свидетельствует «История животных» Аристотеля. В девятой книге «Истории животных» он рассказывает трогательную историю о том, как верблюд, которого обманом заставили спариваться с собственной матерью, отомстил своему хозяину, укусив его. А породистый жеребец в аналогичном случае от отчаяния бросился с кручи в пропасть. Аристотель не говорит, но намекает, что внутри животного есть что-то похожее на моральный закон. Но моральный закон и зависимость от внешней причины поведения несовместимы.

Животные как люди. Они, говорит Аристотель, дружат, враждуют, хитрят. Например, лиса и ворон дружат, собака и кошка враждуют. У каждого животного свой характер: овца глупа и проста, корова всегда печальна и безропотна, собака льстива, змея низка и коварна, заяц боязлив и благоразумен, гусь стыдлив, кукушка сознаёт свою трусливость. Однако человек живет в мире образов, а животные — в мире природы. Человек встречается с тем, чего нет. Животные не выходят за пределы того, что есть.

Как Аристотель отличает животных от человека? Способностью к сознательным рассуждениям. Но у самого Аристотеля нет ни одного размышления о том, что значит сознавать.

Разбив разумность на три части: растительную, животную и разумную, он отнес человека к политическим животным. При этом политическое не имеет никакого отношения к политике, к отношениям между разными группами людей. Политическими животными для него являются человек, пчела, оса, муравей, журавль. В первой книге «Истории животных» Аристотель пишет:

«Общественны те животные, у которых все выполняют какое-нибудь единое и общее для всех дело».

Аристотель, открыв вопрос о бытии для европейской философии, закрыл для нее вопрос о том, что есть человек. Закрыл так, что даже у Канта не получилось его переоткрыть.

Что же он сделал? Он своей «Метафизикой» смог убедить всех в том, что «выяснять же, почему вещь есть то, что она есть, значит ничего не выяснять». Вопрос о том, что есть человек сам по себе, был закрыт Аристотелем.

Аристотель в «Никомаховой этике» сочувственно передал отношение греков к философам. Греки упрекали философов в том, что они не исследуют то, что является пригодным для жизни людей. Например, они не исследуют вопрос, почему человек хочет жить в доме. Аристотель просто определяет человека как домашнее животное. Но он определяет его исходя из некоторой конфигурации животных. В конфигурацию Аристотель помещает двух животных: мула и человека. Незыблемость этой истины нечеловеческой антропологии подтверждается сегодня так называемой новой антропологией и новым центром философии в лозунге «Назад к Аристотелю».

Назад к Аристотелю

Движение назад к Аристотелю и новому материализму возглавили Агамбен, Симондон, Дескола, де Кастру, Латур, Харман, Мейясу. В это движение вовлечен мир так называемых гибридных существ, нечеловеческое гостеприимство, племенные космологии, постгуманизм, киборги, животные и варвары.

Как нужно относиться к животным? Недавно в России вышла книга немецкого лесничего Вольлебена под названием «Духовная жизнь животных». О чем книга? О бережливости белки, о верности вороны, о честности еще какого-то зверька. О чем всё это говорит? О том, что Вольлебен, как и Аристотель, гуманизирует природу, очеловечивает животных. И одновременно учреждает animalitas в человеке. Хотя к животным нужно относиться как к животным, а к людям как людям.

Учреждая новую политическую антропологию, Эдвард Эванс-Причард заговорил о преодолении в ней колониального взгляда на аборигенов и о признании равенства между европейским мышлением и магической каузальной логикой нецивилизованных племен. Это равенство выражает политическую корректность, но не истину. На самом деле между магией и научной рациональностью нет никакого равенства. В магии всегда можно найти некую рациональность, но это будет особая рациональность. Называть равным неравное несправедливо. О том, что есть, можно говорить только на языке истины, а не на языке толерантности. При этом необходимо заметить, что западное общественное мнение осудило первооткрывателя ДНК Уотсона за непризнание генетического равенства между европейцами и неевропейцами. Уотсон хотел говорить на языке истины. Его попросили говорить на языке толерантности и нечеловеческой антропологии. А это несправедливо.

Гуманизм и толерантность

Гуманизм цивилизации оправдывает равенство людей. Но равенство является не антропологической категорией, а социальной. Антропологически люди неравны. И это неравенство необходимо отмечать в языке.

Все вещи нужно называть своими именами. Но это именование не отменяет правила: каждый человек может упорствовать в своем существовании. Антропология не отменяет бытие.

В гуманном обществе социальные качества доминируют над антропологическими. Профессиональное доминирует над моральным, рабочая сила — над человеком. Где есть право, там, как говорил когда-то Аксаков, не нужна совесть. Социальное не может заменить индивидуальное.

Чтобы не потеряться в обществе, себя нужно идентифицировать с какой-то группой. Тем, кто нашел свою идентичность, противостоят те, кто ее не нашел. Социальный разрыв между группами не является антропологическим. Он является идеологическим. Неидентифицированное существование ориентировано на индивида. Идентифицированное — на целое. Онтологически оправдано существование как целого, так и индивида. Несправедливо интересы одного приносить в жертву другому.

Скачки природы

Аристотель, как и Лейбниц, не видел скачков природы. Аристотель писал в восьмой книге «Истории животных»:

«Природа переходит так постепенно от предметов бездушных к животным, что в этой непрерывности остаются незаметными и границы, и чему принадлежит промежуточное».

А это значит, что и Аристотель, и Лейбниц пропустили какой-то момент, который не только не стал прерывом в непрерывности, но и не обозначил пропасть, разрыв между природой и человеком. На этом «пропуске» строится идеология нечеловеческой антропологии. Пропасть, которую природа не сможет постепенно перейти, мало-помалу ее преодолеть, называют в философии «взрывом галлюцинаций». Эту пропасть нельзя поймать сетевым мышлением. Онтологически ее можно только перепрыгнуть, ментально ее можно обозначить как абсурд. Фактически человек является результатом двойной инверсии иллюзивной материи: 1) человек грезит, природа не грезит, хотя знает галлюцинацию цвета; 2) для первого человека галлюцинация норма, для современного — болезнь.

Человеку не нужно иметь сознание, чтобы играть в шахматы. Для этого ему достаточно быть алгоритмом. Но эта игра — не преодоление дуализма, а редукция человека к той его части, которая принадлежит природе.

Ошибка новых материалистов состоит в том, что они не ищут того, что нужно человеку, чтобы быть человеком.

Поэтому им приходится субъективность воображаемого приписывать дискретно выделенному в пространстве индивиду. Однако субъективность человека — не его перцепции. Несмотря на постчеловеческую чувственность, открытую постгуманистами, остается в силе истина, сформулированная скептиком Пирроном. Когда его спросили, почему же он вопреки своей философии скепсиса убегал от злой собаки, а не топтался на месте в нерешительности, он ответил: потому что она не знает, что я скептик.

Глядя на себя в зеркало наскальной живописи, первые люди меньше всего думали о животных. Они, видимо, искали ответ на вопрос: кто они? И первый их ответ был простым ответом сознания: мы — не они. Они внешне похожи на нас, но у них другое воображаемое. Внутренний мир человека выполняется не актами автономной личности, а внешними связями между людьми внутри одного мифа. Они — это люди другого мифа. Быть человеком не может означать то же, что не быть человеком.

COMPANY NAME
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio. Diam lorem auctor sit, a a? Lundium placerat mus massa nunc habitasse.
  • Goblinus globalus fantumo tubus dia montes
  • Scelerisque cursus dignissim lopatico vutario
  • Montes vutario lacus quis preambul denlac
  • Leftomato denitro oculus softam lorum quis
  • Spiratio dodenus christmas gulleria tix digit
  • Dualo fitemus lacus quis preambul patturtul
CONTACT US
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
Thank You. We will contact you as soon as possible.
COMPANY NAME
CONTACT US
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio putonius mudako empero brutto populius giten facilisis cursus turpis balocus tredium todo.
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
CONTACT US
COMPANY NAME
221, Mount Olimpus, Rheasilvia, Mars
Solar System, Milky Way Galaxy
+1 (999) 999-99-99
Thank You. We will contact you as soon as possible.
Macbook Pro
* Intel Core i7 (3.8GHz, 6MB cache)
* Retina Display (2880 x 1880 px)
* NVIDIA GeForce GT 750M (Iris)
* 802.11ac Wi-Fi and Bluetooth 4.0
* Thunderbolt 2 (up to 20Gb/s)
* Faster All-Flash Storage (X1)
* Long Lasting Battery (9 hours)
Подписка на новости
Чтобы узнавать новости и последние публикации, подпишитесь на рассылку