Как следовало бы преподавать философию в ВУЗах
Федор Гиренок
Зачем студентам философия?
На мой взгляд, философия – это не просто наука. Вернее, это, может быть, совсем не наука. Философия – это как форточка в душной комнате. Она для того, чтобы мы не задохнулись, чтобы получили чистоту свежего воздуха. Философия – это окно в мир иного, свидетельство существования мысли, духовной реальности.
Зачем студенту свежий воздух? Чтобы быть здоровым, а не больным. Отстранение от философии является болезнью.
Философию нужно преподавать в школе.
Философию следует преподавать уже в школе. Ведь что преподают сегодня в школе? Какое-то обществознание. Что такое обществознание? Вот пример. Все, что мы знаем о зонтиках, называется зонтиковедением. А все, что мы знаем об обществе, называется обществоведением. И то, и другое – это не наука. Это разговор ни о чем. Немного права, чуть-чуть экономики, добавим что-то из философии, и получилась жуткая смесь.
Итак, философию надо преподавать уже в школе. Но как ее преподавать?
Как философию преподавать в школе?
Философию преподавать в школе нужно так же, как ее преподавали в 19 веке в гимназиях Германии. Например, Гегелю нужно было объяснить гимназистам, что такое религия, с философской точки зрения. И он говорил примерно так: господа гимназисты, религия предполагает два условия. Первое – это когда ваши чувства и мысли заполняет абсолют. Второе – это когда вы отвергаете себя во имя абсолюта. Вот тогда вы имеете дело с религией. Иными словами, в ясной сжатой форме Гегель излагал ту же самую философию, а не ее какой-то эрзац. Не обществознание.
Как преподавать философию в ВУЗе?
На мой взгляд, сначала нужно прочитать несколько обзорных лекций (4-5). Потом занятия проводить как семинары. Нужно выбрать из мировой философии 6-7 имен, ибо неименованной философии не бывает. Например, взять Платона, Декарта, Канта, Гуссерля, Фуко и Флоренского, приплюсовать к ним Лао-Цзы и начинать их читать и интерпретировать.
Например, у Платона взять «Законы», «Государство», «Пир», «Федр» и «Парменид» и разбирать их на семинарах. У Декарта стоит взять тексты, в которых анализируются две модели: «человек – единое существо» и «человек – пловец в лодке». У Канта – «Критика практического разума», у Гуссерля «Трансцендентальная философия и европейское человечество». У Фуко – «Историю безумия в классическую эпоху», у Флоренского – «Философию культа».
При чтении и анализе никуда не спешить, ибо мозги у всех у нас «ржавые», и их надо тренировать, чистить. Равно как философия очень скоро может стать тем органом, которым ты испытываешь мир и себя.
Я бы сопровождал философские семинары еще и совместным прослушиванием специально подобранной музыки, совместным просмотром фильмов, картин и т.д.
Экзамены и зачеты
Экзамены и зачеты должны проводиться в виде беседы по работам обсуждаемых философов.
Доклад на философско-психологической школе Оксфордского Российского Фонда «Светлое озеро». Петрозаводск. 2009.