Фёдор Гиренок

Философ сингулярной единичности

к столетию Жиля Делёза

Сто лет назад 18 января 1925 года в Париже родился один из самых популярных философов современности Жиль Делёз. О чем говорит его фамилия? На языке окситанцев она означает «из дуба». По-русски говоря, Делёз не интеллигент, ибо интеллигент соединяет в себе свойства эрудита и книжного паразита. Делёз не «эрузит», не носитель книжной мудрости. Он упрямый козерог, трудоголик.

Свою непластичность Делёз выразил в теории ускользающей линии, которая меняется, не изменившись. Делёза угораздило родиться в Европе. Европа – это рациональность. Кризис Европы – это кризис рациональности. Что сделало Делёза знаменитым? То, что он попытался преодолеть ментальный кризис Европы.

Детство Делёза

Отец Делёза инженер, мать – домохозяйка. Его родители перебрались в столицу из Окситании, что находится на юге Франции. У Делёза слабое здоровье. Он астматик. На юге ему родиться было бы лучше, но он родился на севере. Делёз с детства страдал простудными заболеваниями.

Обучаясь в государственной школе, он занимался теннисом и коллекционировал марки. Никто не знает, что бы из сингулярной единичности под названием Жиль Делёз получилось, если бы не война.

Война

В 1940 году началась война. Немцы заняли Париж. Всё сразу изменилось. Обесценились слова, программы и люди. То, что еще недавно было реальностью, перестало ею быть. Жорж, старший брат Делёза, решил участвовать в сопротивлении. Ему было 18 лет. Немцы его, конечно, арестовали и отправили в концлагерь Аушвиц. По дороге в лагерь Жорж умер.

Смерть брата изменила Жиля Делёза, заставила его извлечь себя из своих галлюцинаций. Он не ушёл к партизанам. Я не знаю, когда он впервые закурил. Жиль отдалился от семьи, замкнулся в себе и увлекся философией.

Сартр

В 1943 году Делёз закончил школу. Его, как и многих других выпускников, освободили от службы в армии. Что делать дальше? В этом же году вышла книга Сартра «Бытие и ничто». Эту книгу Делёз знал почти наизусть. Позднее он скажет, что его поколение разбиралось в философии лучше, чем в живописи, музыке или кино. Делёз продолжает слушать лекции в престижных лицеях с тем, чтобы поступить в Высшую нормальную школу. Изучение философии напоминало ему изучение схоластики, встроенной в Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера. Философию надо было взрывать.

В Высшую нормальную школу Делёз не поступил. Ему не хватило баллов, но набранных баллов ему хватило для обучения со стипендией в Сорбонне. В конце концов, он стал профессором.

Профессорская жизнь

Ничего интересного в профессорской жизни Делёза не было. Преподаватели философии – это, по словам Делёза, бюрократы чистого разума. Почему бюрократы? Потому что их мышление не содержит в себе различие, то есть они не удосужились создать собственную философию. Он читал лекции и писал рецензии. Целый семестр мог разбирать начало «Этики» Спинозы. Читал курсы по Канту и Лейбницу, заставляя их тексты говорить то, что он сам думает. Меня, говорит Делёз, не покидало ощущение, что «история философии – это некий вид извращенного совокупления или, что то же самое, непорочного зачатия». Зачатия чего? Различия, то есть философии. В книге «Ницше и философия» Делёз скажет: либо идеализм и бесформенное бытие, бездна без свойств и различий, и тогда кризис рационализма; либо трансцедентальный эмпиризм, то есть в высшей степени индивидуализированное бытие, чрезвычайно персонифицированная форма, и тогда выход из кризиса.

Было замечено, что Делёз любил носить шляпу. Он два или три раза съездил на научные конференции. Съездил и понял их полную бессмысленность. Был в Америке. Американская философия ему не понравилась. Она годилась только для застольных бесед у Сёрла. Участвовать на конференциях – значит говорить, но говорить – не писать. Написать нельзя то, что ты не думаешь. Говорить – значит выходить из себя к другому. Вступать в никчемный диалог. Писать – значит быть в монологе с собой. Говорить любил Сократ. Время Сократа прошло. Делёз любил писать и уклонялся от телевизионных передач. Университет предоставил Делёзу четырёхгодичный творческий отпуск.

Самым главным в его профессорской жизни было то, что он удачно женился. Один он бы жил в гостинице. Его жена переводчица Фанни Гранчжуан. Она родила ему двух детей: девочку и мальчика. Семья Делёза жила в небольшой квартире Гранчжуан.

В 1968 году в Париже бунтовали студенты. Делёз во время этих событий защищал докторскую диссертацию. Его мало кто слушал. Учёные смотрели на входную дверь: боялись, что восставшие студенты ворвутся на заседание. Делёз поддерживал студентов. Он был левым, но не был коммунистом. Собирался написать книгу «Величие Маркса». Опубликованный отрывок из этой книги известен под названием «Имманентность – это жизнь».

В 1969 году Делёз познакомился с психоаналитиком Гваттари. Это был анархист, который ходил на семинары Лакана и совсем не любил писать. Вместе они сочинили «Капитализм и шизофрению» в двух томах. Первый том «Анти-Эдип» они писали вдвоем. Второй – «Тысяча плато» – в основном писал Делёз. Последнюю совместную книгу «Что такое философия» Делёз написал один.

В 1967 году у Делёза обнаружили туберкулез. Ему удалили легкое. Делёз продолжает курить табак и начинает пить. По его словам, Гваттари помог ему найти «оптимальный режим существования в состоянии алкоголизма». В 1987 году Делёз вышел на пенсию. В последние годы жизни ему трудно было дышать. У него отказало второе легкое. Делёза подключили к аппарату искусственного дыхания. 4 ноября 1995 года Делёз спрыгнул с балкона своей квартиры.

Делёз и Гваттари

Делёз придумал план имманенции. Что это за план? Это план достижения того момента, когда в действии тебе не важна твоя идентичность, твое совпадение с собой. В этот момент нет «ни природы, ни, – как говорит Делёз, – человека». В нас внутреннее совпадает с внешним. Мы можем быть, кем угодно. Гваттари воодушевился этой идеей и создал психиатрическую больницу, в которой нельзя было отличить больного от пациента, безумца от вменяемого человека. В ней сумасшедший выглядел не как некий «ублюдок» (Делёз), не как тот, нездоровье кого оттеняет наше здоровье, а вполне прилично, как сотрудник заведения. Успеха клиника не имела. В ней был забыт принцип, сформулированный еще Гегелем: «только человек имеет право на безумие». Нечеловек не имеет такого права. В больнице Гваттари пациенты и врачи были равны, и поэтому пациенты не имели права быть безумными. Если им это право вернуть, то нужно восстанавливать бинарные структуры и тождество многообразного, то есть отказаться от номадического, пластичного мышления в пользу сущностного.

Делёз и Кант

Делёз всегда считал Канта своим врагом. Почему? Потому что Кант провел ясную разделительную линию между человеком и животным. Делёз стирает эту линию. У человека, полагал Кант, есть сознание. У зверей нет сознания. Животное – это жизнь. Человек – это разум. И вместе им не сойтись. Чтобы быть живым, не нужно быть в сознании. Само по себе живое никогда не придет к сознанию. В то же время быть в сознании – значит всегда быть живым. А это означает, что между сознанием и жизнью существует принципиальный разрыв, природу которого еще только предстоит исследовать.

Все наши цивилизационные беды, возражал Делёз, имеют свою причину в этом разделении. Идеализм Платона, Канта, Гегеля разделяет мир. Материализм Спинозы, Ницше и Бергсона соединяет его. Делёз стал знаменит своей инклюзивной философией и трансцедентальным эмпиризмом.

Трансцендентальный эмпиризм

Слово «трансцендентальный» придумал Кант. Оно характеризует человеческое познание. Трансцендентальное принадлежит сознанию и не принадлежит эмпирическому опыту. Что позволяет сделать трансцендентальное, принадлежащее сознанию? Оно позволяет Канту утверждать, что, когда человек в сознании, он может что-то знать априорно, до опыта. Мы еще предмета не видели, а уже его знаем.

Делёза эта мысль Канта (Гуссерля, Гегеля) возмущает. Что, рассуждает Делёз, до сознания мир сидел и ждал, когда оно появится, чтобы что-то сделать? Нет, не ждал. Он действовал. И это его действие не связано с субъектом, отделением объекта от субъекта. Делёз предлагает отождествить сознание и тело. Нет сознания, есть умное тело. Но если это так, то тогда трансцедентальное нужно приписать не человеку, не сознанию, а телам, опыту. И продолжить, как говорит Делёз, философию стоиков, Спинозы, Ницше, Бергсона. Так появилась теория трансцендентального эмпиризма Делёза. Из трансцендентального поля нужно не исключать животных и тела, а наоборот включать их в это поле. Философия включения называется инклюзивной философией.

В этом поле действуют не организмы, а сингулярные номады, множества. Сингулярные – значит единичности, различия которых не подчиняются тождественности.

Делёз не согласен с тем, что живое неразумно. Он критикует Канта за то, что его разум действует вслепую, ибо он не опирается на опыт и старается выйти за пределы опыта. Если бы разум не выходил за пределы опыта, то никакой человеческой морали бы не возникло. Равно как не возникли бы и трансцедентальные иллюзии, такие, как душа и Бог, – главное изобретение Канта. Идеалистическая интерпретация разума Кантом состоит в том, что разум сам себе дает принципы и сам себя судит. Делёз с этим решительно не согласен. Он требует освободить объект от власти субъекта. Номады – это множества, освобожденные от власти субъекта.

Делёз и Платон

Платон искал в многообразии общее, сущность. Он искал идею. Делёз превращает единое (общее, тождественное, идею) в множественное. Нет единого и многого, есть множественное. В мире Платона различия носят качественный характер, в мире Делёза – количественный, и морали, добра и зла, по Делёзу, не существует.

Задолго до Делёза Циолковский искал для человека множественное и нашел его в лучистой энергии. Она в вечном становлении. Нет у неё пространства. Она детерриторизована. Делёз – интеллектуальный потомок русского космизма и Циолковского, которые полагали, что человек попал на такой уровень своего существования, на котором ему стало стыдно быть человеком и совсем не стыдно быть сингулярным множеством. Человек, говорит Делёз, вечный служитель машин вселенной. Делёз, к сожалению, возглавил антиантропологическую тенденцию в западной философии.

Два типа мышления

Есть два типа мышления, говорит нам Делёз: шизофреническое и параноидальное. Шизофреническое погружает нас в бездну тел, в то, что не имеет дна. Паранойя погружает нас в безликое тождество ценностей сознания. Кризис человечества состоит не в сомнении по поводу существования тел, а в сомнении по поводу существования ценностей сознания. Человеческий мир потерял идентичность. Идеи перестали руководить миром. Сознание в нём исчезло, то есть стало клиповым. Клип – часть в потоке становления. Потоки множественного заполнили мир. Неопределенность и хаос поселились в душе человека. Мы пытаемся выбраться из хаоса посредством мышления посередине между началами и концами, истоками и продуктами становления.

Но внутренний мир человека не сводится к потокам симулякров. В нём обнаружены галлюцинации и образы. Если симулякр – это копия, то галлюцинация – это реальность, которая не относится ни к телам, ни к сознанию. Мы обнаружили в себе идеастезию и синестезию. Наша мысль стала чувством. И наоборот.

Атом перестал быть атомом, но физика не перестала быть физикой. Организм распадается на атомы, но живое не перестало быть живым. Не «тело без органов» (Делёз), а жизнь обладает уникальным свойством – знанием пределов своей формы. Так же, как не тело, а сознание обладает удивительным свойством – знать предмет до встречи с предметом.

Что такое философия?

Вопрос о том, что такое философия, задают в старости. Старость – это время мыслить конкретно. Старый Делёз полагал, что философии ничего не остается, кроме как изобретать концепты, которые уже не относятся к тому, что есть. Если для кочевников двигаться – значит стоять на месте (таков закон номады), то для философов изобретать концепты – значит двигаться, чтобы остаться живыми.

Кант и Гегель еще думали, что философы могут нуждающимся дать сознание. Для Канта философия – это внутренний принцип выбора целей. Для Гегеля – наука об изнанке мира. Для Делёза изобретение концепта – личное дело каждого.

COMPANY NAME
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio. Diam lorem auctor sit, a a? Lundium placerat mus massa nunc habitasse.
  • Goblinus globalus fantumo tubus dia montes
  • Scelerisque cursus dignissim lopatico vutario
  • Montes vutario lacus quis preambul denlac
  • Leftomato denitro oculus softam lorum quis
  • Spiratio dodenus christmas gulleria tix digit
  • Dualo fitemus lacus quis preambul patturtul
CONTACT US
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
Thank You. We will contact you as soon as possible.
COMPANY NAME
CONTACT US
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio putonius mudako empero brutto populius giten facilisis cursus turpis balocus tredium todo.
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
CONTACT US
COMPANY NAME
221, Mount Olimpus, Rheasilvia, Mars
Solar System, Milky Way Galaxy
+1 (999) 999-99-99
Thank You. We will contact you as soon as possible.
Macbook Pro
* Intel Core i7 (3.8GHz, 6MB cache)
* Retina Display (2880 x 1880 px)
* NVIDIA GeForce GT 750M (Iris)
* 802.11ac Wi-Fi and Bluetooth 4.0
* Thunderbolt 2 (up to 20Gb/s)
* Faster All-Flash Storage (X1)
* Long Lasting Battery (9 hours)
Подписка на новости
Чтобы узнавать новости и последние публикации, подпишитесь на рассылку