Философия минималистских форм
Гиренок Ф.И.
Все тексты, собранные в этой книге, объединяет один принцип: минимализм. Избыточность информации, культурные шумы и философию заставляют отказаться от понятийно–экзистенциального мышления, замусоренного симуляциями разного рода.
Литераторы, кажется, давно отказались от романных форм повествования. Теперь настала очередь философов. Монографические исследования, как правило, перегружены деталями, случайными знаниями. «Наука логики» Гегеля перестает быть образцом философствования, ибо она быстро утомляет, требуя больших затрат энергии. Чтение философских текстов с некоторых пор стало рождать не знания, а скуку. Философия утратила ритм, экспрессию.
Довольно простые мысли излагаются на чудовищно сложном языке. И вот когда ты, наконец, что-то понял, тебе продолжают все еще что-то назойливо доказывать.
В наглядные образы, вербальные картинки легко упаковываются любые теории. Здесь они обозреваются. Между тем, философские тексты имеют тенденцию к деградации, к двойной непрозрачности. Прозрачными, или понятными, могут быть тексты, из которых извлекаются сценарии, драматургия. Эти тексты можно позиционировать как тексты, обладающие возможной визуальностью. Они могут быть экранизированы. По ним можно ставить спектакли. К ним можно писать иллюстрации. Если за единицу визуальной репрезентации взять тексты Платона, то уже у Аристотеля она составляет около 0,8. В Новое время визуально-экзистенциальные ресурсы философских текстов уже составляют 0,1, а в некоторых сочинениях Гегеля и Канта образность не превышает 0,05.
Философия минималистских форм в том и состоит, чтобы перестроить структуру текстов, внося в них элементы наглядности и рекреативной коммуникации, а также элементы кинематографической образности и театральной драматургии.
Вполне мыслимо сценарное прочтение сочинений Канта и Шопенгауэра, равно как возможны музыкальные экспликации Хайдеггера и Камю.
В настоящей книге предложены некоторые тексты, выполненные в минималистском стиле.