Фёдор Гиренок

«Нет ничего более чудовищного, чем дрессированное животное». Как Хайдеггер спорил с Рильке о вечных зверях и временных людях

Для поэта Рильке звери были открыты космосу, а человек — замкнут в себе. Хайдеггер, стремившийся к объективному взгляду на мир, утверждал обратное. Кто из них был прав? Рассуждает Федор Гиренок.

Хайдеггер — философ. Рильке — поэт. Философ спорит с поэтом. Но правым оказывается, на мой взгляд, поэт.

Рильке пишет восьмую «Дуинскую элегию». Хайдеггер читает ее, и она ему не нравится своими концептуальными построениями. О чем идет речь в элегии? О соотношении зверя и человека, то есть о том, чем человек отличается от зверя. Рильке говорит, что звери живут в вечности, что у них нет времени. Животные, на его взгляд, живут в пространстве, которое им открыто. Для животного вообще нет ничего скрытого. Для того чтобы появилась непроницаемость сокрытого, к миру нужно относиться со стороны сознания. А этого сознания у них нет.

Иначе Рильке представляет человека. Человек смотрит на мир со стороны сознания. Иногда он видит начало события и не видит его конца. Иногда он видит завершение какого-то процесса и не видит его начала. Мы конечны, говорит Рильке, наша жизнь трагическая. Завершение нами начатого мы передаем другим поколениям, в этом состоит смысл нашей историчности.

У Рильке животное открыто миру, а человек закрыт от него. Почему? Потому что глаза животного обращены к тому, что вне его, а глаза человека обращены к тому, что внутри него. Животное живет в пространстве. Человек во времени.

Хайдеггер полагает, что Рильке не понимает, что и человек, и животное следуют от сущего к сущему. Что хочет этим сказать Хайдеггер? Что всё есть как сущее. И Бог сущее, и стакан с чаем сущее, и свобода сущее. Но человек, говорит Хайдеггер, особое сущее. Ему дано слово. Кто дает человеку слово, почему оно дано именно человеку, а не какому-нибудь другому сущему, например жаворонку? Хайдеггер ничего об этом не говорит. Если об этом говорить, то надо рассказывать о том, как устроен человек. Но Хайдеггера пугает опыт Канта, который стал об этом рассказывать и пришел, в конце концов, к выводу о том, что в основе всего лежит продуктивная способность воображения априори. А это прямой путь к субъективности. Но нельзя же строить науку, основываясь на субъективности. Поэтому кантовский путь Хайдеггер забраковал. А Рильке, напротив, его радикализировал, заявив о том, что человек закрылся во внутреннем мире, а животные открылись внешнему миру. То есть они и есть внешний мир.

Для Хайдеггера тайна сущего лежит не в человеке, а в бытии. Но о том, что такое бытие, сказать ничего нельзя. Нельзя даже сказать, чем бытие отличается от небытия. Человек, говорит Хайдеггер, преодолевает пределы сущего и стремится к бытию. А животное не преодолевает пределы и не стремится к бытию. Их для него просто не существует, поэтому животное, по мысли Хайдеггера, закрыто в мире сущего. Но откуда взялось у человека стремление к бытию и для чего оно? Этого Хайдеггер не объясняет. Чтобы объяснить появление бытия, нужно показать, как у сущего возникает в нем надобность. Но у сущего нет никакой потребности в бытии, ибо оно уже есть. Например, здание не нуждается в бытии, потому что оно уже есть. Это бытие нуждается в сущем, чтобы быть для него пределом.

Рильке пишет, что животные умирают, но у них нет смерти, потому что у них нет сознания — ворот, ведущих к смерти. Умирая, зверь растворяется в космической вечности, как растворятся сахар в стакане с чаем. А человек не растворяется в космосе, ибо он не из космоса. А откуда же он? Человек извлекает себя из своих галлюцинаций, которые связаны с органикой, с землей.

Рильке полагает, что человек не космическое существо, а аутистическое. Человек закрыт в самом себе, в своей самости.

Он временен. А вот зверь — космическое существо. Он открыт космосу. Он вечен. Хайдеггер возражает. Он полагает, что поэт всё перепутал. На самом деле, человек открыт, а зверь закрыт в себе сущем.

Вот что пишет поэт:

Вся тварь земная множеством очей
глядит в открытый мир. Лишь наши очи
погружены всегда в самих себя
и вольный мир не видят из капкана.
О том, что там творится, нам твердит
лишь облик зверя: малого ребенка
мы уклоним с пути и детский взор
насильно обратим назад, подале
от той открытости, что нам видна
в очах звериных, смерти не подвластных.
Лишь нам знакома смерть. Но вольный зверь,
как прошлое, давно отринул гибель,
и если он умрет, то в вечный мир
он перейдет, как осушенный кладезь.
От нас укрыто, скрыто навсегда
То чистое пространство, где цветы
Незримо расцветают.

А вот как смотрится этот же фрагмент стихотворения Рильке в том виде, в каком его цитирует Хайдеггер:

Во все глаза взирает тварь
В открытое. Лишь наши очи
Обращены вовнутрь, мы в них ее поймали,
Как в западню, закрыв свободный выход.
То, что снаружи, знаем мы
По одному лишь лику зверя…

Звери, говорит поэт, взирают в открытое. «Взирать в открытое» — значит бросать взгляд, не опосредованный отношением к самому себе. Что делает отношение к самому себе? Оно создает в нас наше внутреннее. Куда мы смотрим? Вовнутрь самих себя. У Хайдеггера другая философия. Для него неважно отношение к самому себе. Неважно, есть у нас внутреннее или его нет. Никакая самость, на его взгляд, не может изменить движение от сущего к сущему. Никакое внутреннее не может отменить бесконечный бег по сущему. Изменить его может только бытие. Рильке говорит, что суть дела во внутреннем человека. Хайдеггер говорит, что суть дела не в человеке, а в бытии. Хайдеггер в 1942 году писал в «Пармениде»:

«Нельзя думать, что где-то существует некое человечество, которое создает себе некое представление о бытии и затем наделяет себя им. Бытие и истина выше всякого человека и всякого человечества».

Хайдеггер обвиняет Рильке в непонимании того, что животное идет в бесконечность и никогда не выйдет в открытое, потому что у него нет слова, языка. Как будто слово есть завершение сущего. Но слово не может завершить сущее, ибо если из него изъять семему (внутреннее), то оно становится пустым знаком, который опять-таки отсылает к другому знаку и не может привести к тому «открытому», о котором говорит Хайдеггер.

Если философ по привычке, принятой в западной философии, полагает, что разум возвышает человека над животным, то для Рильке сознание только обременяет жизнь человека и является скорее приобретенным недостатком, чем достоинством.

Не бытие Хайдеггера, а человек мучает животных. Мы мучаем их с самого начала своей истории. В тот момент, когда мы сделали их домашними животными, мы отделили зверей от природы и отдалились от нее сами. Нет ничего более мерзкого, чем живые существа, встроенные в технический порядок. Борьба за права животных — это самое лицемерное и фальшивое мировоззрение, которое выдумали люди в свое оправдание.

Не надо к животным относиться по-человечески. В этом есть какая-то этическая гнусность. К животному нужно относиться как к животному, то есть не дрессировать его. У Кафки есть рассказ, в котором он пишет о дрессированном животном. Кафка рассказывает, как дрессированное животное смотрит на дрессировщика. Этот взгляд ужасен. Так смотрит приговоренный на палача, в нем столько муки, тоски по открытому миру. Животное не хочет развлекать публику. Оно стремится в открытое природой существование, как вода стремится в океан. Животное свободно, если оно действует не в соответствии с техническим порядком, в который его встроили, а в соответствии с собственной природой. В свое время Аристотель восторгался умом слона, который приветствовал царя при его появлении. Простим Аристотелю его наивность, ибо он не знал, что таким обобщенным дрессировщиком по отношению к человеку является социум.

Не об этом ли пишет в заключительной части своей элегии Рильке:

О, малой твари дивное блаженство —
Она родного лона не покинет;
О счастье мошки, пляшущей под кровом
И в брачный час: весь мир — ей отчий кров.
Но погляди на полуробость птицы,
И вольной, и невольной от рожденья, как будто бы она — душа этруска,
Чей саркофаг, где мирно спит мертвец,
Его спокойный облик украшает.
А как ушастый удивлен летун:
Рожденный матерью взлететь он должен.
Как бы пугаясь сам себя, он режет
Крылами даль. Так трещина бежит
По чашке вдоль. И вечер, как фарфор,
Разбит летучей мыши трепетаньем.

И далее начинается финальная часть элегии, в которой поэт «оплакивает» участь разумного существа:

Но мы лишь созерцать обречены
И видеть всё, но видеть безучастно!
Мир полнит нас. Мы всё приводим в строй.
Всё рушится. И рушимся мы сами.
Кто нашу суть так омрачил, что мы
Как ни бунтуй, похожи неизменно
На уходящего? Как он, взойдя
На холм высокий, на родные долы
В последний раз глядит, и медлит, ждет,
Вот так и мы живем, всегда прощаясь…

Но Хайдеггер упрямо настаивал на своем. Он писал:

«Конечно, камень, равно как самолет, никогда не смогут, ликуя, живо вознестись к солнцу, как это делает жаворонок, и тем не менее эта птица не видит открытого».

Почему не видит? Потому что у нее нет слова.

Вопрос, на который не может ответить Хайдеггер, прост: что представляет из себя бытие, если оно существует в момент вопрошания о бытии? Иными словами, кто вопрошает? Вот в чем вопрос.

В заключение можно сказать: нельзя думать, что есть какое-то бытие, которое создает себе человечество для того, чтобы оно могло сказать о том, что есть бытие. Человечество существует, наделяя себя своим существованием, а бытие не существует, хотя оно нам и дано. Кризис метафизики начинается в момент, когда Хайдеггер скажет, что всё-таки бытие зависит от человека. Этой фразой завершается история западной философии.

COMPANY NAME
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio. Diam lorem auctor sit, a a? Lundium placerat mus massa nunc habitasse.
  • Goblinus globalus fantumo tubus dia montes
  • Scelerisque cursus dignissim lopatico vutario
  • Montes vutario lacus quis preambul denlac
  • Leftomato denitro oculus softam lorum quis
  • Spiratio dodenus christmas gulleria tix digit
  • Dualo fitemus lacus quis preambul patturtul
CONTACT US
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
Thank You. We will contact you as soon as possible.
COMPANY NAME
CONTACT US
Dolor aliquet augue augue sit magnis, magna aenean aenean et! Et tempor, facilisis cursus turpis tempor odio putonius mudako empero brutto populius giten facilisis cursus turpis balocus tredium todo.
Thank You. We will contact you as soon as possible.
PGlmcmFtZSBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3Lmdvb2dsZS5jb20vbWFwcy9lbWJlZD9wYj0hMW0xOCExbTEyITFtMyExZDYwNDQuMjc1NjM3NDU2ODA1ITJkLTczLjk4MzQ2MzY4MzI1MjA0ITNkNDAuNzU4OTkzNDExNDc4NTMhMm0zITFmMCEyZjAhM2YwITNtMiExaTEwMjQhMmk3NjghNGYxMy4xITNtMyExbTIhMXMweDAlM0EweDU1MTk0ZWM1YTFhZTA3MmUhMnNUaW1lcytTcXVhcmUhNWUwITNtMiExc2VuITJzITR2MTM5MjkwMTMxODQ2MSIgd2lkdGg9IjEwMCUiIGhlaWdodD0iMTAwJSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiIHN0eWxlPSJib3JkZXI6MCI+PC9pZnJhbWU+
CONTACT US
COMPANY NAME
221, Mount Olimpus, Rheasilvia, Mars
Solar System, Milky Way Galaxy
+1 (999) 999-99-99
Thank You. We will contact you as soon as possible.
Macbook Pro
* Intel Core i7 (3.8GHz, 6MB cache)
* Retina Display (2880 x 1880 px)
* NVIDIA GeForce GT 750M (Iris)
* 802.11ac Wi-Fi and Bluetooth 4.0
* Thunderbolt 2 (up to 20Gb/s)
* Faster All-Flash Storage (X1)
* Long Lasting Battery (9 hours)
Подписка на новости
Чтобы узнавать новости и последние публикации, подпишитесь на рассылку