Фёдор Гиренок

Почему плачут дед с бабой?

Фёдор Гиренок

Сказка о Курочке Рябе учит мыслить глобально, а действовать локально

Сказка «Курочка Ряба» рассказывает о том, что курица снесла яйцо, а мышка его разбила. Известие об этом почему-то перевернуло всю жизнь людей. Почему?

Курочка

Потому, видимо, что курица оказалась не чёрной и не белой, а пеструшкой. Если бы курица была чёрной, то люди знали бы, что нужно делать. Они бы взяли первое ее яйцо и защитили им свой скот от нападения волков. Если бы она была белой, то они бы яйцо сварили и съели. А курица была пестрой, необыкновенной. Она при случае может и петухом закричать. Когда курица кричит петухом, она нам весть дает. О чем? О том, что смерть пришла и где-то рядом с нами бродит, и кто-то из нас должен скоро умереть. Курица вообще связана не только с нашим миром, с миром живых, но и с миром потусторонним, где нечистая сила прячется, откуда смерть приходит. «Кур» — вещая птица. Ее боится даже сам дьявол. В каком доме живет Баба Яга? В доме на курьих ножках. Кто в этот дом дверь откроет, тот умрет.

А у деда с бабкой курица была рябой, и об этом говорится во всех вариантах сказки. А пестрота – свойство принадлежности к миру сатанинского. Кто видел черта, тот знает, что он рябой. Вот Гоголь его видел, и он знает, что он пёстрый. Каким был змей, соблазнивший Адама? Пёстрым. На кого нельзя смотреть беременным женщинам? На змей и ящериц, на пресмыкающихся. Почему? Потому что мы живет в мире тонких связей. На нас действует не только то, что есть, но особенно действует то, что мы видим. А видим мы часто видимости. Посмотрит женщина на рябого, и родится у неё ребенок конопатый. О чем говорится в детской дразнилке? О том, что рыжий, рыжий, конопатый убьет дедушку лопатой. Рябой опасный и страшный персонаж.

От рябой курицы можно ожидать чего угодно. Она может даже заговорить человеческим голосом. И в финале многих вариантов сказки пёстрая курочка говорит человеческим голосом, успокаивая деда с бабкой.

Яйцо

Чего не ждали дед с бабкой, то случилось. Курица Ряба снесла им яйцо. Но яйцо не простое, а золотое. Что это значит? Это значит, что им любоваться можно. И в некоторых вариантах сказки дед с бабкой им любуются. И не только потому, что оно крупное. А еще и потому, что в нём начало и конец, жизнь и смерть соединились. Если бы они в яйце не соединились, то в мире ничего бы не было. Или был бы только хаос и раздор. И кошки бегали за мышками, а мышки прятались от них за яйцами и разбивали их.

Яйцо – это и колыбель жизни, и одновременно то, в чем она похоронена. Из яйца может выскочить цыпленок, а может, в нём и смерть хранится. Где спрятана смерть Кощея Бессмертного? В яйце. В яйце найдена мера и умиротворение враждующих начал. В нём примиряется живое и неживое. Поэтому сказка называет яйцо не простым, а золотым.

Многие думают, что рябая курица снесла мировое яйцо. Но курица – это не дух, который летал над водами морскими. Курица – это всего лишь часть мира. Разве может в части мира поместиться целое, весь мир? Конечно, нет. О том, как произошел мир, рассказывает миф. Но сказка – это не миф. Она рассказывает не о том, как мир устроен, а о том, как устроен человек. А человек устроен зыбко, неопределенно. Он вымысел не может отличить от реальности. И поэтому он может вести себя, как одним образом, так и другим, прямо противоположным. В одном случае он может опираться на вымысел, а в другом – на реальность. И все это будет для него действительностью.

Деду и бабке курица снесла золоте яйцо, связав начало и концы, а дед с бабкой вместо того, чтобы им любоваться, пытаются его разбить. Разбивать яйцо – значит действовать по привычке. Если привычка одолеет сознание, то человек перестает думать. Кто думает, тот отменяет привычку. И хотя, как утверждают некоторые варианты сказки, дед с бабой били-били яйцо, но они так его и не разбили. Они же не мыши. Во многих вариантах сказки об этой попытке даже не упоминается, потому что в ней смысла нет. Если бы они разбили яйцо, то тогда им не нужно было бы плакать, а нужно было бы радоваться, а это была бы уже другая сказка, другая философия. Сказка знает, что жизнь устроена так, что в ней всегда найдется случай для того, чтобы кто-то вольно или невольно разбил яйцо. К тем, кто это может сделать, сказка относит мышку с хвостиком.

Мышка с хвостиком

Сказочная мышка живёт в доме. В доме есть верх и низ. Мышка бегает как наверх, так и вниз. Но в доме ещё есть и кошка, которая стережет мышку. Мышка не хотела разбивать яйцо. Она его даже не заметила. Она, занимаясь своими делами, хвостиком махнула и случайно яйцо толкнула. Яйцо упало и разбилось. Мышка с хвостиком, по мысли сказки, это послание судьбы, то, что не может не быть. И одновременно это случайность. Философия сказки проста: все в мире случайно и одновременно для всего есть причина. Судьба руководит случаем. Почему люди живут в мире, в котором нет начала? Не потому, что они этого хотят и не потому, что начала не было. А потому что его забыли. И в забвении люди пытаются завершить то, к началу чего они не имеют отношения. Равно как иногда волею судьбы людям приходится жить в мире, в котором есть начало, но нет конца. И в этом мире бесконечно повторяется одно и то же. Ужасно жить в мире, в котором ничто не может закончиться. Ничто не может родиться. В нем нет места для нового. Этот мир без дна. Бездонный. И никакой полнотой сущего не заполнить пустоту мира без дна. Но еще ужаснее жить в мире без начала. Тогда ничего не будет определено. Всё будет бессмысленно. И всякий раз все дела нужно будет начинать сначала. Сказка о курочке Рябе знает это. Она не хочет, чтобы ее герои завершали то, что не они начинали. И поэтому она своих героев постоянно возвращает к началу для того, чтобы включить самого рассказчика истории в историю. Пока курица не снесла золотого яйца, начало и конец не были связаны. Никакой истории у людей не было. Мир был пуст.

Дед и баба

Мы ошибаемся, когда думаем, что дед и баба – это пенсионеры. Это не пенсионеры. Они жили в те счастливые времена, когда не было труда и куры иногда несли золотые яйца. А если не было труда, то и не было лени, ибо лень – это отдых, которому не предшествует труд. Вернее, в золотые времена была только лень. Что это значит? Это значит, что было время заниматься самым важным, самим собой. Для мышки с хвостиком золотое яйцо – это калитка в волшебный мир, вход в мир иного. Для деда с бабкой – это вход в самих себя, ибо тайна человека в самом человеке.

Роль деда с бабкой определена сказкой ясно и просто. Их судьба – это горевать, слезы лить, плакать. Почему они плачут? Потому что золотое яйцо разбито. А это значит, что закончились времена, когда куры несли золотые яйца. Дед и бабка знают, что теперь уже все будет либо так, как есть, либо хуже. Разве не от этой мысли повесилась внучка деда с бабкой? Разве может хоть что-то быть, если в мире порядка нет? Тогда все вещи покидают свои места. Всё сдвигается, ничто не оказывается на своем месте. Ни одну вещь нельзя назвать по ее имени. Куры летают, двери побутусились, вереи хохочут, священники рвут святые книги. Хаос и раздор в мире – от хаоса в душе.

Резюме

В сказке нет окончательной версии финала. В Воронежской области курочка обещает снести ещё одно золотое яйцо, которое будет лучше прежнего. В Саратове курочка ничего не обещает. В Вологде она дает слово сороке. В обработке Даля и Афанасьева сказка оставляет мир в состоянии хаоса и разброда. Иногда курица обещает снести простое яйцо. В Белоруссии курица во второй раз снесла золотое яйцо. Дед его продал и купил печь, а к печи – трубу, а к трубе – избу, к избе — лавки. Завели ребят – все по лавкам сидят, кашу едят да сказки слушают.

Сказка о рябой курочке учит мыслить глобально, а действовать локально.

Статья опубликована на сайте газеты «Завтра» http://zavtra.ru/blogs/pochemu_plachut_ded_s_baboj